ВКУС ЭПОХИ. ЧАСТЬ I.

Дух 70-х

В качестве вступления

Есть такой слой таковости в ядре личности – опознаваемость эпохи.

Как утверждают ученые и психологи, человек и его базовые ценности формируются до 7 лет. Этот первый слой мы получаем, образно говоря, в доме родителей. После начинается период взросления со словом “нет”. С противостоянием, с вопросами, список которых для всех – за редким исключением – одинаковый. Максимализм, следование идеалам, – всё, что свойственно молодому человеку, складывается в ядро личности, создавая ещё один слой.

Постепенно, по мере взросления, детское “я сам” переходит в юношеское “я сам”. И вот – ты закончил школу; ты уже взрослый, ты выбираешь друзей и интересы сам. Выбираешь направление жизни сам.

Так мы подошли к тому месту, с которого я хочу начать сегодня.

Где-то середина семидесятых. Что модно? Что выделяет тебя из общества? Как сложилась твоя тусовка друзей, – та, которая после занятий, учебы, работы? С кем ты общаешься, какие идеалы тебя привлекают и завораживают? Что за порядок в этом круге почитают?

Моя история…

 

Вход в новый мир

Готические своды коридоров, заполненные полутьмой. Маленькие окошки отсчитывают ритм, создавая полосы света, разделяя коридор на тень и свет. Я слышу свои шаги, за мной – пространство, какое-то немножко страшное, но для каждой девушки волнующее, интересное.

Я одета в клешёные штаны из выбеленного льна (ширина внизу штанин - 40 сантиметров) и в льняной блузон в широкую полоску пастельных цветов - розовый-бирюзовый-изумрудный. Блузон сшит в стиле японского кимоно и затянут на талии широким льняным поясом. Длинные прямые волосы мои распущены и спускаются по спине до лопаток. На правом плече – огромная папка с рисунками формата А1.

Лен от каждого шага, прикасаясь к телу, создает ощущение прохлады. Приятный ритм шагов, движение ткани, прикосновения прохлады, свет и тень бесконечного сводчатого коридора, - словно танец. Я шагаю. Я собрана и знаю свою цель. В конце коридора – мое всё, моя ставка, мой ход. Я несу свои рисунки на экзамен для поступления в Художественную академию.

Осень. Мне опять повезло, - это то, чего я всегда хотела. Я верила своим желаниям и вошла в эту дверь. За ней - перспектива, потенциал. Здесь меня принимают. Меня рады слушать и слышать.

Все уже познакомились и растусовались по группам, по интересам. Пока всё крутится вокруг какого-то не сложенного еще мира, но ведь так мы и формируем круг общения, идеалы, через которые воспринимаем себя. И это зависит от нас, от каждого из нас, каким будет этот складывающийся мир.

Мода 70-х

В нашей тусовке было модно то, что многие, наверное, узнают из детских воспоминаний, из чёрно-белых фильмов, из фотоальбомов родителей. Безусловно питерский стиль. Для мужчин - кожаные портфели, пиджаки, пальто, шапки и вязаные кофты. Всё это непременно должно быть старым, заношенным. Это было самое модное для мужчин, – заношенность  как статус интеллектуальных высот. Вязаная кофта с закатанными рукавами - обязательно мамина, на несколько размеров больше и неопределенной формы – потому что форма давно потерялась, потерялся цвет, и пышность утрачена.

Это приобретается только с годами, специально так не протрёшь. Вещь сносилась и приобрела свою сущность, которая очень важна.  И важно, чтобы эта сущность безошибочно соответствовала сущности человека, который носит эту кофту. Такие прикиды, приколы - это были опознавательные знаки, предъявляющие оригинальность и уникальность наших мужчин. Такие вещи было трудно достать, но каждый старался непременно найти что-то, чтобы порадовать себя и других.

Девушки самовыражались в ином. В моде были нежность и хрупкость, девичество и острый поэтический ум. Буквальность – та, что принята по сегодняшним меркам, - не была модной. Модным был высокий интеллект, умение предьявить оригинально любой материал. И - ещё и ещё раз повторяю – хрупкость, иногда даже беспомощность, и женственность.

Одежду многие шили сами, в этом социальном мире это поощрялось как хороший тон. Потому что одежда из магазина, – она безликая и не выражает твоей индивидуальности. Шили сами и обувь, и юбки, и платья, и кожаные пальто, и шляпки, - не было ничего невозможного. Огромное пространство свободы “для”. Шили, вязали, вышивали – всё сами. И мой гардероб тоже был весь сшит мною. В моде у нас были крепдешины, и я точно знала: семь слоев крепдешина, и зима тебе не страшна.

Волосы носили по-разному. Если мужчины безоговорочно хотели быть с длинными волосами, то девушки стриглись под “Твигги”, с очень короткими челочками, или носили длинные волосы, собирая их в пучок. Модным был а-ля японский стиль, минимализм. Если и был макияж, то он был незаметен, и это считалось высшей красотой. Иногда, сделав макияж, ты его смывала, - потому что так лучше.

Мы, конечно же, очень заботились о своей коже. Вот один из рецептов, прочитанных в журнале “Бурда”: три ложки свежей сметаны или сливок, три ложки каменной соли и несколько капель лимона смешать и, будучи в душе, руками постепенно растереть эту массу по телу, поглаживая кожу. Вот откуда рождались ощущения! Это нечто фантастическое, когда после этой процедуры – теперь называемой пилингом - ты смываешь водой состав и просто очарована ощущением нежности своей кожи.

Для лица был крем “Нивея” – безусловно, у каждой девушки. И ещё иногда можно было тайно засунуть пальчик в баночку маминого крема и, немного пугаясь, намазать его на лицо. Там было предупреждение, что это для взрослых женщин с признаками старения. Но очень хотелось попробовать, незнаемо зачем.

Про парфюмы в наших узких женских кругах имелось тайное знание: можно купить одеколон с запахом лаванды (мне кажется, он стоил 70 копеек), и в нём, разбавленном с водой, прополоскать бельё, кофты, платья. Тогда от взаимодействия с теплом тела от этих вещей испарялся запах лаванды. Это был чудесный безупречный запах.

В этом путешествии в моду семидесятых, я надеюсь, Вы уже можете ощутить неуловимый вкус уходящей эпохи, её невероятных ценностей.


 

Твори, Живи, Люби!

Текст - "ВКУС ЭПОХИ. ЧАСТЬ I." - Виргиния Калинаускене