Почему я не рисовала?

Тот автоматический ответ, который я часто слышу от приходящих на мои занятия людей, – что они не умеют рисовать и в последний раз рисовали в детском саду, – мне не подходит.

Моя главная специальность, архитектура и дизайн, требует умения рисовать и разбираться в этом. Еще со времен учёбы я почувствовала, что это моё сильное место, – работа с пространством и формами в пространстве, предназначенном для людей. Всё совпало. Я попала в десятку, выбирая профессию, и называю её любимой.

Так почему всё-таки я не рисовала?

Каждый день люди моей профессии делают зарисовки в своих рабочих тетрадях, думают – рисуя, создают образы, цвет, свет… И я это делала, с удовольствием, с радостью! Но где-то глубоко в себе не называла это рисованием, искусством, живописью. Тут во мне словно зияла пропасть. Строгое отграничение профессиональных знаний и умений рамками ремесла и трепетное, возвышенное (может быть, даже завышенное) отношение к искусству, живописи, создавало невозможность соединить эти два берега и действовать, применяя ремесло для раскрытия ощущения художника в себе.

 

Я с этим ужилась, постоянно вбирая в себя высокое, абсолютное искусство, – посещая музеи, листая каталоги, рассматривая мельчайшие детали каждой картины, созерцая часами и пересматривая по много раз, - и не позволяя себе самой взяться за кисть. Но путь человека  - чудесен. И даже то, что в человеке есть как психологическая поломка, комплекс, неуверенность, может стать местом силы (хотя и не буквальным ответом, - целой дорогой к тому позитивному гармоничному проявлению, которое этот комплекс хранит как замкнутую силу).

Встреча с медитацией перевернула во мне многое, - и в моей любимой профессии, и в жизни, и в позиции к себе. Так, постепенно познавая многомерность пространств медитации и мир ощущений, я увидела возможность в этих пространствах создавать не только строения, но и миры. Я начала иначе прикасаться к тому искусству, которое раньше рассматривала на плоскости, - и оно раскрылось как вход в пространство искусства, культуры, культурного наследия человечества.

Что есть искусство как живое, продолжающееся во времени? Сама не зная, что задала пространству такой вопрос, я получила на него ответ. Искусство есть созидающая сила, которая  живет во мне и вот теперь начинает проявляться.

Увидев живой процессуальный внутренний мир в себе, я захотела поделиться этим медитативным искусством жить и быть с людьми, которые приходили на мои занятия. И плавно медитации внутренней тишины и пространств перешли – через мольберт и холст, кисти и краски - в рисование.

Может быть, сейчас я сказала о главном зерне этой методики, которая постепенно, годами складывалась из практик. Никаких правил, никаких «правильно» или «неправильно». Всё можно, но - опираясь на чувства и ощущения, только в этот момент, только твои. Тот, кто рисовал, он знал, - он может всё, здесь и сейчас. Можно увидеть в себе любое состояние, ощущение, и это будет оправдано, - так как это будет из самого сердца, из здесь и сейчас этого единичного, живого человека.

Так, постепенно, не разделяя мир на плохой и хороший, а созерцая его данность, участники  медитаций начали постигать, что всё в этом мире есть, необходимо, и не нужно бояться ни чёрного цвета, ни  белого, что можно применять всю радугу цветов, и в этом появляется состояние «Я - творец», «Я - хозяин». Я из всего в мире творю гармонию, и это - моя позиция.

 

Как будто в этот момент соединилась в человеке вся его жизнь, разная жизнь, и появилась координирующая точка. Эта точка есть чувство баланса, гармонии и красоты. Для меня это то, с чего начинается человеческая субстанция, которую каждому из нас дано проявить и в этом достигнуть полноты проявленного бытия.

Обнаружение себя как точки «Я» с чёткой позицией к себе и миру стало в методике той точкой невозврата, с которой медитативное рисование перешло в следующий виток качественного изменения. Мы начали рисовать не только то, что хотелось, что шло сейчас, но, не отменяя пройденного, мы двинулись дальше. Мы попробовали совершенно другим образом, другим качеством проструктурировать пространство рождающегося художника. И это не было через познание принципов перспективы, использования светотени или умение смешивать краски. Это был иной принцип.

Мы начали с симметрии в пространстве. Мы начали с точки в пространстве. Появились прекрасные орнаменты, появился следующий слой раскрытия очень тонкой, ранимой душевной карты человека. Кто-то боялся рисовать симметрию, кто-то её обязательно хотел нарушить и сделать асимметрией. Кто-то пытался проявить свою свободу в абстрактном хаосе, через нежелание упорядочить.

Я увидела, насколько мы разные, уникальные, и как глубоко хранятся истинные силы человека, его духовная природа. Она постепенно начала раскрываться всей своей мощностью, проходя через все колдобины, ошибки, поражения и победы. Победами было то, что созидало тебя, твою человеческую субстанцию. Каждый участник сам выбирал время, момент этого перехода из свободы «от» в свободу «для»,  - для созидания, для гармонии, для красоты.

Это время, эти годы и десятилетия были фееричными и для меня, и для участников. Они раскрывали всё новые и новые темы. Не «как это сделать», а из чего состоит человек-художник, творец, - и не только картин, но и жизни. Так незаметно эти сильные уроки, арт-медитации, развернулись в жизни людей, и они начали видеть, что они там не только живут и исполняют, но они могут творить, создавать, и у них есть и средства, и ответ, как это сделать.

Одно из справедливых «как» - это учиться, всегда учиться. Но не как-либо, а, имея эту отправную точку в пространстве, словно через игольное ушко, пропуская через неё многоликую суть мира, созидать свою природу – природу человека, человека-творца.

 

Так постепенно мы дошли до пространств великих гениев, живших задолго до нас и оставивших свои шедевры как точное место входа в эти живые творческие пространства. Мы начали рисовать под музыку, классическую музыку. Мы начали входить в пространства великих художников и знакомиться не только с их полотнами, вибрациями и образами, но и с пространством их жизни, с самими художниками. Кто этот человек, который нарисовал эту работу? Мы рисовали рядом с ним и созерцали эти моменты без времени, - как движется кисть гения, как в пространстве создается передача того мира, который он творит, перенося своё послание на холст.

И мы не можем однозначно ответить, что такое улыбка Мона Лизы, что такое чёрный квадрат, что есть поцелуй иуды Джотто, о чём вибрируют картины Ван Гога, почему так пластичны и текучи цвета у Моне, почему через портреты Серова мы выходим за фотографическое сходство в мир пространства человека, почему мистический Врубель не пугает своим сумасшествием… Но мы выходим в другое качество сознания, открываем эту дверь тихо и спокойно. И оказываемся в пространстве жизни. И понимаем, что путь завершён.

Мы дома. Мы можем строить свою жизнь. Рисовать эту картину жизни, наслаждаться ею, любоваться.  Можем даже почувствовать её вкус, рисуя яблоки на холсте. Мы дома. И это значит, что иная, другая работа началась. И теперь придется освоить завершённое, раскрыть для себя его содержание. Не надо больше бежать, мы вернулись домой.

Так я в какой-то момент увидела ситуацию на моих занятиях и вместе со всеми прибыла домой. И тогда спокойно я взяла кисть и краски, как будто всегда держала их в руках, встала у чистого белого холста, и полилось то, что столько лет шло домой. Вот я, вот моя жизнь, вот мои желания поделиться с тобой и с другим, быть этой маленькой смс-кой, которая поможет тебе найти заветную дверь.

Я рисую. Рисую то, что желает моя душа. И, конечно, что-то во мне удивляется, рассматривает, оценивает, но никогда не запрещает и не говорит, что это никому не нужно. Разговор идёт о другом: ты создавай, а там – посмотрим. Так же, как бегун на старте. Он весь занят дистанцией. А рядом есть люди, которые зафиксируют время пробега, назначат тебе место. Но твоя миссия – бежать. Каждый занимается своим делом.

Так я рисую. Даже слово «начала» я не могу применить, потому что сейчас, смотря на этот путь, я вижу его как момент подготовки, - когда грунтуешь новый холст, выдавливаешь краски из тюбика … и начинаешь рисовать. Это дорога длиною в 40 лет, и я предъявляю её себе и Вам, мои друзья, коллеги, художники. Свою галерею, свои картины. Пусть это будет продолжением медитации с самим собой, пусть это будут оценки, «да» и «нет». Пусть это будут стихи, просто пролистанные картины, пусть это будет… Потому как мир создан и из моих картин.

 

И эта дорога продолжается, я приглашаю в новое путешествие. Сейчас это называется проект «Non Artist».

Мы следуем дальше.

Твори, Живи, Люби!

Виргиния Калинаускене


Текст - "Почему я не рисовала?" - Виргиния Калинаускене

Автор картин - Виргиния Калинаускиене

Приглашаем Вас посетить онлайн галерею «NON ARTIST» BY V.K. и не только посозерцать картины, но и помедитировать, – к каждой работе имеется индивидуальная медитация, записанная Виргинией Калинаускене.